ставь цель и добивайся

Как продать 20 долларов за 200 или эксперименты с психологией рынка

20 долларов.Знаете ли вы, как продать двадцатидолларовую банкноту не по стоимости номинала, а предположим, за двести? Не все знают, а вот профессор Макс Базерман знает секрет. Он уже набил руку на ежегодных торгах в Harvard Business School, которые как раз и сам организовывает. Это своеобразное практическое пособие для изучения психологии современного рынка.

Условия аукциона следующие… Двадцатидолларовая банкнота выставляется на аукцион. Участники могут предлагать за нее любые суммы, но существует один существенный нюанс. Он заключается в том, что Базерман требует от второй персоны после победителя аукциона, который купил 20 долларов, отдать сумму своего предложения. Зачем? В том вся соль.

Никто не хочет проиграть и тем более остаться номером вторым. Так как второй не только проигрывает, но и остается в конкретном минусе. Говоря об истории такого аукциона, следует отметить, что торги переваливают за сумму 20 долларов. Вот именно тогда начинается самое интересное. Остаются два игрока, которые никак не хотят уступить друг другу, ведь номер два останется в катастрофическом проигрыше. Интересен тот факт, что за двадцать долларов никто еще банкноту не покупал. Парадоксальная ставка – за 20 платить больше, но таковы законы современного рынка, ярко выраженные в данной модели.

В чем секрет психологии рынка?

В данном эксперименте часто наблюдались моменты перехода ставки за 50, а после – за сотню долларов. Но рекордом торгов Базермана за 20-тку стала сумма в 204 доллара. Такой тренинг-аукцион профессор с успехом проводит не только со студентами, но и с финансовыми работниками на курсах повышения квалификации или на специальных семинарах. Результат один и тот же! Хвала милосердному и нежадному преподавателю за то, что такого рода заработок он тратит на благотворительные цели.

В чем же секрет финансовой психологии участников рынка? Попробуем разобраться в теории. В природе человека заложен инстинктивный синдром (loss aversion) некий страх потери. При потере денег человек проявляет неадекватное поведение, некую растерянность и нерациональность в поступках.

Сначала мы «введемся» на бесплатный сыр в мышеловке. Но каждый человек в данной ситуации прекрасно отдает себе отчет в том, что больше 20 долларов никто не отдаст. Как раз на этом этапе торгов с дистанции сходили многие участники. А потом наступает момент проявления loss aversion. Примерно где-то перед 16 долларами, когда человек, боясь потерять деньги, быстро добавляет сумму ставки. А усиливает боязнь потери – конкуренция.