Методы сбора информации для маркетинговых исследований

Поиск информации для маркетинговых исследований.Методы сбора информации для маркетинговых исследований бывают разнообразными. Все они известны маркетинговым подразделениям по сбору информации. Эти подразделения берут на себя все издержки, связаны со сбором аналитических данных для конкретного маркетингового исследования. Только потом проводится планирование тактик продвижения продукции, разработка инновационных товаров, контроль эффективности рекламной компании. Базовыми методами считаются опрос, наблюдение, а также - пробный маркетинг (эксперименты). Что следует помнить, изучая вопрос методов сбора информации для маркетинговых исследований? Во-первых, выбор метода или нескольких методов маркетинговых исследований напрямую зависит от специфики заказа, сферы, в которой работает объект изучения, его масштабов, уровня изученности, квалификации маркетингового предприятия, которое работает над заказом. Последний фактор чрезвычайно важен. Касаясь первой группы методов сбора информации для маркетинговых исследований, следует подобрать наиболее подходящий в данном конкретном случае. Например, среди анкетирований (письменная форма), интервьюирований (предусматривает тет-а-тет с респондентом). В таких случаях составляют список взаимосвязанных, логичных, четких вопросов, не обременяющих опрашиваемых. Ведь если в таких вопросниках будет лишний вопрос «не по теме», нелогичный, непонятный, то это не принесет нужных результатов. Составляются специальные статуты, памятки про этот вид опроса. Вариаций на тему масса: сколько людей, столько и мнений. В некоторых случаях высокую эффективность имеют личные беседы, что предусматривают непосредственный контакт (стандартный опрос, нестандартный, экспертный опрос).

Средства для эффективных методов информационного сбору в маркетинговых исследованиях

Средства поиска информации. Еще следует обратить внимание на удобство телефонных опросов. Это довольно распространенная на современном этапе тенденция. Ведь больших затрат трудовых ресурсов этот метод сбора информации для маркетинговых исследований не требует. Минусом этого метода считается не соблюдение принципа выборочной совокупности. К телефону не всегда подходят, опрос проводится в рабочее время, а рассчитывать только на домохозяек и школьников будет неправильным. Этот метод служит больше дополнительным, а не основным. Близок по своей идее к последнему и компьютерный опрос. Он предусматривает рассылку по электронной почте, сайтам и т. д. заинтересованным лицам. Но здесь недостатком является маленький процент ответов и невозможность отследить автора письма (тот ли это нужный респондент или лицо третье?). Следующий метод почтового опроса сродни первым трем, но имеет свою особенность. Он может охватывать конкретную территорию и предусматривает, как бонус, в некоторых случаях подарочные купоны, скидки, акционные предложения, лотереи и т.д. Что же касается группового интервью, то как раз этот способ дает оптимальный результат при минимальных затратах трудовых ресурсов. Это являет собой коллективный устный опрос группы людей, заинтересованных в качественном маркетинговом исследовании (структурное подразделение фирмы, отдел организации, торговые представители, менеджеры по работе с клиентами, дистрибъюторы и т.п). К методам сбора маркетинговой информации также относятся:

  1. Чтение специализированной литературы конспектирование лекций тренингов.
  2. Просмотр свежих и архивных новостей СМИ.
  3. Поиск статей, монографий, различных первоисточников.
  4. Сбор и анализ информации в Интернет.
  5. Просмотр телепередач на актуальные темы.

Для полного представления о методах сбора информации для маркетингового исследования следует упомянуть о журналистике и связях с общественностью. Этим занимаются интервьюеры - активные, общительные, коммуникабельные люди, работающие с обществом и умеющие расположить к себе собеседника. В обязанности интервьюера входят не только общественные и опросные способы поиска информационных данных. Интервьюер должен уметь находить информацию даже при минимальном или вовсе отсутствующем контакте с общественностью. Для этого он использует наблюдательный способ информационного поиска. Такой метод применяется при информационном сборе данных о ценах, ассортиментах, товарных сегментах, торговых точках, событиях. Такого рода информация является не менее ценной для маркетингового исследования.

Панели и фокус-группы, как метод получения полезной информации для маркетолога

Анализ маркетинговой информации. А вот работа с фокус-группой как метод сбора информации для маркетинговых исследований тоже довольно интересный новаторский вариант. Дает хорошие результаты. Например, организовывается группа до 20 человек и в непринужденной атмосфере доверительной, доброжелательной беседы модератор (организатор опроса) предлагает рекламу того или иного продукта, товара, услуги. По проведению беседы проводится оценка целесообразности, эффективности той или иной рекламной кампании на представителей выборки. Для нужного результата сопоставляют несколько фокус-групп и делают выводы в виде обобщения. И не следует забывать об еще одном методе по работе с информацией таком как панели. Коротко: выборка респондентов формируется на длительный срок, при этом обрабатываются и данные рынка в целом, сопоставляются и выходят на результат. Что же касается наблюдения за респондентами, то это не контактный метод. Например одной из методик наблюдения может быть анализ по штрих-кодам дисконтных карт, что являются показателями востребованности того или иного товара. Также используют метод моментных наблюдений (например, исследование покупаемости товаров в обеденный перерыв или в праздничный день).

Из опыта маркетолога – «Молва обладает огромной властью».