История развития малого бизнеса в странах СНГ постсоветского пространства

История малого бизнеса в СНГ. Наша история создания СНГ формирует основу современного бизнеса. Даже крупные магнаты когда-то начинали именно с мелкого предпринимательства. Роль малого предпринимательства сложно переоценить. На протяжении всей истории экономики уровень развития любого государства определяется уровнем развития малого бизнеса. Малый бизнес опирается на предпринимательскую деятельность малых фирм, предприятий, организаций, которые не состоят в объединении. Однако, вместе с тем, дать развитие малому бизнесу является одной из важнейших проблем современных государств с рыночной экономикой. Это качественный показатель всех процессов развития государства в целом, а также – Валового Национального Продукту. Интересный факт, что в развитых государствах доля малого бизнеса достигает до 80%.

Малый бизнес в истории развития экономики

Малые предприятия и кооперативы в экономике. Мировые лидеры стремятся всячески, на всех возможных уровнях, создавать благоприятные условия для развития бизнеса. С развитием малого бизнеса возрождаются и приумножаются традиции народного хозяйства, создаются конкурентные соревнования в качестве и ассортименте товаров на рынке. Это показывает на наглядном примере целесообразность воплощения той или иной бизнес идеи каждого малого предприятия. Малый бизнес сохраняет традиции национального производителя. Так же следует отметить увеличение рабочих мест, без дополнительных затрат государства на это. Малый бизнес сам по себе – это экспериментатор. Именно такие предприниматели опытным путем осваивают инновации. Развитие данного малого экономического сектора препятствует возникновению монополий. А это напрямую связанно с ценовой политикой в государстве. Есть много предприятий-производителей, а значит: потребитель имеет выбор, предприниматель заинтересованность в развитии. Для любой отрасли широкий ассортимент предложений – это позитивный фактор для экономики. Возвращаясь к инновациям в малом бизнесе, нужно упомянуть, что половина всех лицензий, которые были проданы США, принадлежат малым фирмам и предприятиям. Можно даже определить некоторые отрасли, относящиеся к активному развитию экономики, в которых преобладает средний и малый бизнес: металлообработка, химическая отрасль, электротехника, текстильное производство. Несмотря на незначительный удельный вес малого сектора бизнеса, его роль огромна.

Развитие исторических событий в малом бизнесе стран СНГ

История формирования малого бизнеса в СССР. Вспомним историю после перестройки. В 90-х годах в странах постсоветского пространства начался ранний период реформ. Это так называемая «российская» модель взаимодействия в бизнесе. С 1997 года мы переживаем период рыночных отношений. Здесь тоже можно выделить начальную стадию (переходной период), и стадию рыночных отношений, которая на данном этапе еще не завершена и двигается к третьей стадии – переходу к западной модели рынка. Забавно, что малые предприятия на постсоветском пространстве не образовались сами по себе, а возникли из раздробленных в результате экономических причин больших предприятий. Кто успел вовремя воспользоваться должностным положением, тот и стал первым успешным предпринимателем с у же готовой базой. В большинстве случаев с абсолютного нуля начинать не приходилось. Исторические этапы рождения малого бизнеса в странах СНГ:

  1. Первый этап мало заметен историей. Вместе с активным потоком государственных средств в частные сектора, начался период дробление большей части (более 30%) промышленных предприятий на малые фирмы.
  2. На втором этапе формировались малые предприятия путем создания дочерних фирм. В этой модели большое предприятие выступало одним из учредителей дочерней фирмы. Сама фирма ориентировалась на деятельность «материнского» предприятия.
  3. И наконец, в третьем этапе образовывались уже автономные фирмы, как аффилированные структуры крупных предприятий. И в этот период началась массовая приватизация (полная или частичная) государственного имущества. Характерно формировались трудовые коллективы с последующим выкупом основных фондов. Это был путь малых предприятий в сферах деятельности: розничной торговли, пищевой промышленности и другие небольшие коллективы работающих с малой номенклатурой выпускаемой продукции.

Так начинался исторический путь экономики рожденной малым бизнесом в странах СНГ, который на сегодняшний день нуждается в существенных реформах и поддержки со стороны государства. Ведь данный сектор намного рациональней использует средства в производственных ресурсах и обладает самой быстрой результативностью, окупаемостью затрат.

Выводы сделаны с истории любого бизнеса – чем больше знаешь, тем больше можешь.