ставь цель и добивайся

Консигнация в коммерческих отношениях

Консигнация.Посреднические отношения в торговле - обычная практика. Они наблюдаются в самых разнообразных направлениях и в реализации любых товаров. Поэтому консигнация занимает далеко не последнее место в торговых отношениях.

При продаже по консигнации выручка признается консигнатором. Признание выручки происходит на основе продажной цены реализованного товара, но только в том случаи если его стоимость имеет свойство меняться в определенных периодах. Если же объекты сделки купли продажи обладают одинаковой стоимостью то выручка признается на равномерной основе.

Определение понятия консигнация

Консигнация - это коммерческие отношения в торговле, при которых в реализации товара участвуют три стороны: непосредственный владелец или производитель продукции, посредник и потребитель. Заключая договор консигнации, товар передается посреднику на склад (консигнационный склад) до момента реализации либо истечения срока действия договора. При этом продукция продолжает оставаться собственностью производителя либо лица, предоставляющего товар на продажу (владельца товара) до сделки купли продажи. При реализации право собственности на товар непосредственно переходит от владельца до потребителя.

Пример простыми словами - это комиссионные магазины. Когда физическое лицо отдает магазину какой-либо товар до момента его реализации. В случае договора консигнации, владельцем товара до момента его продажи из магазина остается физическое лицо. Такая практика известна уже много лет. Однако с консигнацией связанны и другие виды коммерческих отношений.

Международная торговля с консигнацией

Здесь консигнантом может выступать крупная компания, а консигнатором - ее дочернее предприятие. То есть, происходит отгрузка товара комиссионеру (консигнатору) для дальнейшей реализации.

Интересным фактом можно назвать условную консигнацию. В биржевой практике используются акции условной консигнации. Это котировка акций на бирже, притом что их физический выпуск не был совершен. Удивительно, но такие акции, не имея своего фактического подтверждения, могут приносить большие дивиденды.

Консигнация может быть в отношениях между:

  • физическим и юридическим лицом;
  • одной компанией между дочерними предприятиями;
  • двумя несвязанными между собой юридическими лицами.

Многогранность понятия консигнации диктует и разницу в отношениях между участниками коммерческих операций.

Отношения между контрагентами

Несмотря на разнообразие проявлений одного понятия, алгоритм отношений практически одинаков везде. Он заключается в следующем:

  1. Подписание договора. Обычно в договоре или соглашении прописывается принадлежность товаров консигнанту до момента полной реализации. То есть, компания вполне может продавать товары от своего имени, но использовать для этого фактическую базу консигнатора, то есть посредника. Также соглашение может иметь вид, когда посредник реализует товар от своего имени, но за средства экспортера. Для лучшего понимания можно привести пример работы некоторых автосалонов. Когда автомобили продаются от имени производителя, но через автосалон.
  2. Отправка и отгрузка товаров. Товары, поставляемые по договору консигнации, прописываются либо в самом договоре, либо в прилагаемой спецификации к нему. Консигнатор (посредник) в данном случае несет полную ответственность за сохранность продукции. Это побуждает к страхованию партии в пользу консигнанта (экспортера). Однако в таких отношениях есть одно "но". Как правило, стандартный договор консигнации не предусматривает ответственности посредника за третьих лиц, которые вступают с ним в сделку. В данном случае экспортер подвергается рискам. Решить данный вопрос позволит прописывание в договоре делькредере. Это поручительство, когда консигнант несет ответственность за любые действия третьих лиц, кроме ошибок самого консигнанта (поставщика товаров). Делькредере - реальный выход в любых подобных взаимоотношениях, минимизирующий риски, а следовательно, позволяющий не включать их в стоимость товара, что, естественно, положительно сказывается на потребительском поведении.
  3. Заключение договора на продажу товаров. Цена регламентируется консигнантом, то есть экспортером. Обычно в договоре указываются минимальные цены, ниже которых консигнатор не может опускаться. Также в контракте прописываются базисные условия поставки товара. Они состоят из условий транспортировки и страхования продукции на всем пути к складу посредника.
  4. Оплата за проданный товар. Эти отношения регламентируются договором консигнации.
  5. Возврат части нереализованного товара. Отнюдь не редкость, когда у консигнатора остается определенная часть нереализованной продукции, которая в большинстве случаев возвращается обратно экспортеру.

Чаще всего расчеты производятся по мере продажи товаров.

Договор консигнации и комиссии отличается некоторыми ограничениями. Например комиссионеры могут реализовывать товар оптом и в розницу, а консигнаторы только оптом. А так эти два понятия очень схожи ведь по сути консигнация это один из видов комиссионных сделок.

Все отношения регулируются международным правом и действующим законодательством.

Пока не родилась бизнес идея, любая деятельность пуста и ничтожна.