ставь цель и добивайся

Сущность монополии и все ее экономические значения

Монопольная суть. Лексическое значение слова «монополия» имеет древнегреческие корни. Слово состоит из двух частей «моно», что имеет значение «один», «единственный», «полео» - «продавать». В дословном переводе – это означает «продаю один». Сущность монополии в экономике рассматривается в трех различных значениях:

  1. Состояние рынка, в котором торгует только один продавец предлагающий товар, немеющий заменителей.
  2. Монополию воспринимают как рыночную власть (это вызывает интерес у государственной власти).
  3. Монополией отождествляется размер компании и положение ее на рынке как субъекта (крупная корпорация или объединение предприятий контролирующие долю производства и реализацию продукции).

Соответственно, и современная трактовка этого термина особо не отличается от первоначального значения. Монополия – это власть на рынке одного человека – хозяина – монополиста. Сейчас с монополиями ведется борьба. Хотя некогда ранее именно благодаря монополиям экономика многих государств излечилась. Все должно быть в меру, ведь монополия – это скорее хорошо, чем плохо, но есть один существенный минус. Монополисты перекрывают кислород всем начинающим мелким предпринимателям, среднему и малому бизнесу. А на современном этапе, в условиях демократического, капиталистического общества, мелкий и средний бизнес – показатели успешной экономической политики государства. Что характерно для монополии, так это то, что монополисты имеют право на работу в той или иной сфере бизнеса. А если появляется малый конкурент, то его, как обычно уничтожает не конкурентно способность. Иногда даже можно употребить слово «произвол» по отношению к действиям некоторых монополистов на рынке. Не рынок им диктует политику, а они – рынку. Изучение сущности монополии каждого рынка необходимо в первую очередь службам антимонопольного регулирования. Службы анализируют рынки, запрещая крупным фирмам занимать долю более 30% конкретного рынка. Бизнес также следит за монопольными свойствами в его сфере товаров и услуг.

Появление сущности монопольной цены в проблемных рынках для покупателей

Сущностью монополии является присвоение всех покупателей. Очень серьезно с этим произволом связана и ценовая ситуация на рынке, где заправляет монополист. Цены на рынке с монополией растут и всегда завышены, так как только один хозяин может на нее повлиять. В его интересах повышение прибыли, поэтому, как правило, стоимость продукции значительно ниже, чем цены, которые на нее установлены. В современной науке появился даже термин «монопольная цена», что означает – «высокая цена». Прекрасное положение в статусе монопольной компании или предприятия очень сильно стимулируют современные фирмы к получению этого «статуса». Что может быть выгоднее? Во всех странах созданы антимонопольные комитеты, организации, но, явно, что бороться с крупными монополистами даже на государственном уровне – это чрезвычайно сложное дело. Причем, следует понимать, что эта борьба – палка двух концов. Как не крути, а любому государству выгодны монополии, ведь они успешны и поднимают общий уровень экономики государства, но только при одном условии. Оно заключается в том, что монополия должна играть по правилам государства или хотя бы не перечить его внешне и внутренне экономической политике. Ведь речь идет не только о торговли, здесь смысл гораздо глубже: монополия – это власть. А когда дело касается власти, то здесь под угрозой даже государственные интересы.

Рыночная власть монополии, по сути, результат работы государственной власти

Чаще всего страны просто «договариваются» со своими монополистами, не мешают им и создают друг для друга взаимовыгодные условия. В мировой истории прослеживалась тенденция к государственным монополиям. К примеру, неоднократно многие страны устанавливали единовластие над рынком табака или вина, или специй, которые стоили дороже золота. А вот случаи, когда государство предоставляло кому-то возможность монопольного владения той или иной нишей рынка товаров, назывались «откупами». Чем не подобно современному понятию «откат»? Монополию можно охарактеризовать следующими свойствами:

  1. Централизация капитала.
  2. Сосредоточение производства определенного вида товара у одного производителя.
  3. Концентрация производства.
  4. Не конкурентно способность остальных предприятий в этой отрасли.
  5. Партнерство с такими же крупными производителями (образование холдингов, корпораций, компаний), с целью монополизации отдельных отраслей производства на рынке.

Монополия и отсутствие конкуренции самая актуальная проблема в современной экономике. Рынками должно управлять равновесие между спросом и предложением с распределением прибыли продавцам и справедливых цен покупателям.

Проблема не в том, что экономисты не умеют прогнозировать, а в том что правительству нужны оптимистические показатели.