ставь цель и добивайся

Синтетический и аналитический учет основных средств предприятия их особенности

Учет основных средств. Синтетический и аналитический учет основных средств предусматривают несколько отличий. Это разные способы учета, но они взаимно-дополняемы и входят в комплексный анализ средств. Без проведения двух видов учета невозможно получить объективный результат. При синтетическом учете анализируется общая информация о наличии и движении активов предприятия. Аналитический учет более детальный и ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств предприятия. Инвентарные карточки являются регистром аналитического учета. Синтетический учет регистрируется в журнале-ордере.

Сущность синтетического учета по основным средствам

В чем суть синтетического учета главных активов? Под синтетическим учетом подразумевают некие показатели:

  • по обобщению данных о наличных активах;
  • динамики в процессе эксплуатации и оборота;
  • анализ запасных активов  и сданных в аренду средств.

Данный анализ проводится в денежных эквивалентах. Главным источником получения информации о состоянии денежных запасов являются балансовые счета. Они относятся к синтетическому анализу. В группу балансовых счетов входят статьи:

  1. «Основные средста».
  2. «Доходных вложений в материальные ресурсы».
  3. «Амортизации основных объектов».
  4. «Прочих доходов и расходов».
  5. Субсчета по статьям «Исключение из активов».
  6. Счета вне балансового учета (если есть такая необходимость), это могут быть:
    • «Аренда основных средств»;
    • «Основные средства, пребывающие в аренде»;
    • «Износ материальных объектов».

В синтетическом учете регистром служит журнал-ордер, в котором фиксируются записи на основании учетных документов.

Операции в аналитическом учете связанные с основными средствами

Разбираясь с аналитическим учетом денежных средств, следует, прежде всего, сказать о том, что этот вид анализа активов является пообъектным. В аналитическом учете все операции связанные с основными средствами регистрируют методом заполнения инвентарных карточек по специальной форме. Каждый объект, который подвергается исследованию, имеет свою инвентарную карточку. Возможен еще вариант открытия карточки на группу объектов, если их можно объединить по однотипности. Ведение первичной документации лежит в основе оформления инвентарных книг (карточек). К первичной документации относят акты приема-передачи, технические паспорта, иные документы. В основном, не практикуется внесение в эти формы документации всех технических показателей. Регистрация инвентарных карт производится записи по типовым формам, согласно аналитическому учету. Рекомендуют вести только один экземпляр. В бухгалтерской документации составляют учет по классификационным видам. То есть каждый объект основных активов относят к определенному классификационному типу. Это не распространяется на предприятия, которые ведут учет по основным средствам в инвентарной книге. Инвентарные карты должны храниться в бухгалтерии (имея только одни экземпляр). Возможен вариант модернизации, расширения и переоборудования объектов. При этом старая карта не сможет отразить эти метаморфозы. Тогда разрешается заполнение новой инвентарной карточки, при этом старая карта должна быть сохранена в качестве справочного документа в архиве.

Особенности регистраций в инвентарных картах

Важным нюансом выступает способ хранения инвентарных карт. Процесс происходит согласно отраслевых групп основных активов. Для примера: промышленный сегмент хозяйства, транспортная сфера деятельности, строительство. Это внешняя иерархия. Существует еще и внутренняя иерархия: в середине каждой группы карты располагают по местам локализации объектов (цехов, отделов), по формам и видам. Но самым главным фактором является подразделение на объекты производственной и непроизводственной сферы. Синтетический и аналитический учет определяют и берут во внимание способы поступления основных средств. Введение в эксплуатацию и реальное использование новых объектов в средствах предприятия. Способы получения средств организацией имеют отличия:

  • завершение строительных работ;
  • приобретение за оплату (покупка);
  • безвозмездное поступления (меценатство или же спонсорство);
  • поступление взносов в уставной капитал;
  • переход права владения по окончании сроков арендного договора;
  • появление безучетных объектов активов в результате инвентаризации;
  • получение от государства или муниципалитета для создания унитарной организации.
Оборот и остатки синтетического учета соответствуют данным аналитического учета.