Классификация потребительских товаров в зависимости от покупательского поведения

Группы потребительских товаров. Существует целый ряд классификаций потребительских товаров. Все они базируются на критериях интереса потребителя к ним. Классификацию потребительской продукции используют для идентификации товаров по ассортиментной принадлежности. В соответствии с классификацией определяются характерные особенности каждого товара. В зависимости от покупательского поведения разделяют:

  • продукцию для повседневного спроса;
  • потребительские товары первостепенного выбора;
  • престижную группу и продукцию пассивного спроса.

Разберем более детально первую группу, которая является основой для формирования любого ассортимента. При отборе такого продукта из ряда предлагаемых, покупатель не особо раздумывает над выбором. Это скорее дело привычки, инерционный процесс, самая элементарная покупка из всех возможных. Характерные черты, присущи потребительским товарам первого ряда, это невысокая цена и широкий арсенал предложений. Однако, в свою очередь данная группа товаров тоже имеют свою иерархию:

  • основные товары длительного и недлительного пользования;
  • товары импульсивного приобретения;
  • экстренные покупки.

Название первого критерия «основные товары» говорит само за себя сюда включены покупки товаров:

  1. Длительного пользования (посуда, лампочки, бытовые пластмассовые принадлежности).
  2. Недлительного пользования (средства личной гигиены, косметика, моющие средства).

Под вторым критерием – импульсное приобретение, подразумеваются те продукты, которые мы часто покупаем (салфетки, жвачки, освежители, батончики). К экстренным покупкам относят: лекарственные препараты, средства личной защиты, и т.д. Детальный анализ каждого ряда товаров выстроит перед нами четкую иерархию покупки.

Средняя группа классификации потребительской продукции

Группа товаров первостепенного выбора не так проста, как кажется. Отличительной особенностью данной группы заключается в том, что она содержит товары направленность на решения одной проблемы – улучшить качество жизни. Эта группа противоположна продукции для импульсивной покупки. Прежде всего, потребитель взвешивает, какое предложение для него самое подходящее и что ценного для него содержится в предлагаемых потребительских товарах. На определение нужного товара из многих таких же тратится уйма времени. Это дорогостоящие приобретения в виде одежды, автомобилей, недвижимости, различных услуг (в том числе и медицинских), косметических средств. Это средства, которые повышают качество жизни. Здесь крайне важен бренд, реклама, имидж товара, производителя, отзывы о его качестве и эксплуатации, сервисные предложения и прочее. Это, прежде всего, покупки, которые делают не в простых супермаркетах, а в специальных торговых точках имеющие узкую специализацию. На сегодняшний день активнее всех развиваются магазины торгующие товарами именно группы первостепенного выбора.

Элитные потребительские товары определяются классификацией как продукция пассивного спроса

Пассивный спрос присущ в неожиданных ситуациях и жизненных обстоятельствах. Например, когда возникает необходимость организации свадьбы. Нужны свадебные принадлежности: платье, бутоньерки, костюм, пригласительные и т.п. Также первопричиной может стать грамотный маркетинговый ход, что просто обяжет совершить такую покупку. Данная группа близка по характеру предыдущей группе – престижный ряд приобретений. Это те же товар, что и выше упомянутой группой, но класса люкс или же как сейчас модно «лакшери». Элитные торговые марки, элитные производители, высокий уровень цен, уникальные в своем роде позиции. Данными потребительскими товарами покупатель повышает свой социальный класс, они создают некий статус: виллы, коллекционные вина, элитные автомобили, драгоценности, артефакты, земельные приобретения. Это те продукты, думая о которых, мы говорим себе: «Я смогу обойтись и без этого?» или «Некуда деньги девать, что ли? :)» Правда, в природе человека первоначально заложена субъективность.

Товарную классификацию следует изучить потребителям

Классификацию потребительской продукции в основном используют производители, продавцы, товароведы и контролирующие службы, но для покупателей она несет не менее ценную пользу. Покупатели, которые ценят рациональность своих покупок, должны анализировать товары в соответствии с классификацией. При составлении семейного бюджета и плана ежемесячных расходов классификация потребительских товаров приносит неоценимую пользу. Кому-то сигареты – не первая необходимость, а кефир – первая необходимость, а кому нужна дорогая сумка известной марки. Все относительно и индивидуально. Исходя из этого, иногда прибегают к фасетному (фасет – набор признаков с характерными им значениями) методу классификации. Его сутью является параллельное распределение всего ассортимента на независящие друг от друга классификации. Все зависит от критериального принципа: смотря, что взято за основу. Фасетная классификация имеет высокий уровень гибкости. Напрямую с этими понятиями связанна выборка. Не только на основе наблюдения разрабатывают иерархическую систему товарных предметов, для выборки проводят некий эксперимент и опытным путем делают выводы об отличительных характеристиках продукции.

У человека существуют только творческие или потребительские мысли.