Среди разных видов экономической деятельности выделяются такие, где всегда можно найти клиентов в сфере услуг. В лидирующих экономически развитых странах сфера услуг занимает большую долю ВВП. Транспортировка товаров, строительство и охрана объектов - трудно найти человека, кто прямо или косвенно не имел дела хотя бы с одной из них.
Сегодня порог входа в бизнес по предоставлению услуг грузоперевозок практически минимальный. Банки и лизинговые компании активно предлагают займы под залог грузовых автомобилей. Но с другой стороны в этом бизнесе большая и жесткая конкуренция, так как начать его может практически каждый водитель грузовика.
Прежде чем вкладывать финансовые средства в приобретение активов будущей фирмы следует провести анализ рынка услуг по грузоперевозкам. Выяснить какие маршруты и направления будут избраны для работы.
Для примера на одном и том же маршруте загрузки потоков в разных направлениях могут отличатся в разы. Чаще всего крупные города и столица являются логистическим хабом. Из столицы и крупных городов чаще вывозиться грузы и товары, а на обратный маршрут загрузка может быть на уровне всего лишь 10%. Более того на данный момент рынок грузоперевозок весьма перегрет и у около 30%-ти процентов грузовиков нет загрузки.
Важным фактором является присутствие на рынке убыточных конкурентов, которые возят товар ниже себестоимости по причине своей логистической безграмотности. Речь идет о частниках, которые демпингуют цены, предоставляя свои услуги по перевозки грузов по заниженным ценам и не учитывают общую сумму расходов на амортизацию автомобиля в долгосрочном периоде. Их устраивает наличие клиентов сегодня, но уже через 2 года этот бизнес для них обречен на банкротство без должных знаний транспортной логистики.
К слову уровень рыночных цен на услуги транспортной логистики сегодня и так на достаточно низком уровне и для крупных клиентов таких как торговые сети они находятся в пределах 1,5%-2% от их оборота. Притом расходы на складскую и комплектовочную логистику существенно выше чем на транспортную.
Также стоит упомянуть о втором и третьем эшелоне, которые образовались на рынке благодаря постоянным крупным клиентам услуг грузоперевозок. Второй и третий эшелон это средние и дорогие транспортные компании, которые гарантированно в срок доставляют груз, но по более высоким ценам. К ним обращаются торговые сети при временных перебоях в поставках вызваны различными непредвиденными факторами или в сезон активной торговли. Таки образом крупные сети перестраховываются, а при повседневных режимах работы пользуются транспортными услугами всех участников рынка с более низкими ценами.
Для реального бизнес-планирования следует учитывать все реалии этого сурового рынка.
Бизнес-план грузоперевозок должен отвечать на следующие вопросы:
К анализу возможных производственных рисков следует отнестись внимательно. Чем более в полном объеме они будут учтены, тем легче бизнес-план реализовать в жизнь.
Говоря о рисках, имеют в виду следующие их группы:
Риски, связанные с персоналом, подразумевают подбор кадров, их достаточное количество, хорошие профессиональные качества. Высококлассный и честный водитель избавит от необходимости пресекать воровство топлива и использование транспорта фирмы в целях личного обогащения.