Краудфандинг что это такое простыми словами для начинающих инвесторов

Самый успешный краудфандинг-проект Coolest.

Понятие Краудфандинг (на англ. – crowdfunding) подразумевает объединение людей для добровольного совместного инвестирования (чаще в интернете) в один проект для развития бизнес-идеи.

Этот инструмент популярен для стартаперов и людей, занимающихся творчеством. У нас данная модель инвестирования только набирает обороты.

Инвестиционные цели краудфандинга

Принцип инвестирования для краудфандинга.

Реципиенты — люди, нуждающиеся в средствах, а доноры — те, кто оказывают финансовую помощь. Среди целей краудфандинга можно выделить:

  1. Помощь в развитии предпринимателей.
  2. Создание нового продукта.
  3. Организация культ мероприятий.
  4. Поддержка нуждающихся.

Проект для добровольного инвестирования может быть, как с целью получения выгоды, так и на безвозмездной основе.

Характеристики инвестиций в краудфандинг

Ограничение по времени. Сбор инвестиций ограничен определенными временными рамками с целью выяснения, какая концепция близка людям, а какая — нет.

Описание основных характеристик свойственных краудфандингу:

  1. Четкая идея. Реципиенту необходимо точно сформулировать какие необходимы инвестиции, размер предполагаемой прибыли. Идея должна быть перспективной. Донорам нужна уверенность в том, что вкладывая средства, они получат проценты с развивающегося проекта. По сути, реципиент выносит на рассмотрение готовый бизнес-план.
  2. Высокая степень риска. Есть вероятность того, что донор инвестирующий проект не только не получит дополнительной прибыли, но и не вернет вложенные средства назад. Реципиент может принять неверные решения, и бизнес-проект прогорит. Кроме того, вложение в некоммерческие мероприятия вовсе не предполагает возврат средств.
  3. Направленность. Реципиент на краудфандинг-площадках может размещать предложения на разные проекты. Сфера деятельности также может быть любой.
  4. Нацеленность на результат. Реципиент, собравший необходимую для своего проекта сумму, должен отчитаться перед донорами о потраченных средствах и полученной выгоде, либо вернуть их.

Основные направления краудфандинга в инвестировании

Equity crowdfunding (от англ. equity – акционерный) — направление краудфандинга, при котором донору известно, какую долю или процент он будет получать от вложенных средств в случае успешного развития проекта. Реципиент не несет гарантий на получение прибыли. Донор сам оценивает риски и должен быть готов к потере вложенных средств.

Debt crowdfunding (от англ. debt – долг) — вид краудфандинга, подобный предыдущему, но при этом вложенные донорами средства даются в долг. Реципиент в свою очередь обещает вернуть средства или долю в своей компании. Отличное решение для начинающих бизнесменов.

Reward crowdfunding (от англ. reward – награда) — самый часто использующийся вид краудфандинга. Популярен данный вид потому, что инвестор получает компенсацию за вложенные средства. При этом бонус чаще бывает нематериальным.

К примеру, на краудфандинг-площадке реципиент собирает средства для проведения первенства определенной команды. Донорам предложены следующие бонусы в зависимости от суммы вложения:

  1. 1500-2500 — бесплатное посещение соревнований.
  2. 2500-3500 — автограф участников команды.
  3. 3500-5000 — футболка с логотипом команды.

В данном виде краудфандинга чаще всего реципиентом являются творческие люди, общественные организации, которым необходимо привлечение внимания общественности, спортивные команды, нуждающиеся в спонсоре для приобретения спортинвентаря, проведения турниров.

Гарантии краудфандинговых площадок для инвесторов доноров и стартаперов реципиентов

  1. Доступность отслеживания сборов. Доноры должны в открытом доступе получать информацию о расходах и доходах реципиента.
  2. Отчеты. Реципиент должен отчитываться перед донорами о всех событиях, происходящих относительно проекта.
  3. Одинаковые и понятные условия. Понравилась идея — вложил средства в проект.
  4. Упрощенная схема получения средств для развития. Нет необходимости использовать банковские продукты с высокими процентами, средства реципиент получает от донора напрямую. При этом доноры не принуждают к выполнению каких-либо условий.
  5. Отсутствие рамок. Возраст, пол, образование, социальный статус, место жительства и другие параметры не имеют никакого значения.

Недостатки и минусы инвестиционной модели краудфандинга

  1. Получение вау-эффекта. Бизнес-идея, продвигаемая реципиентом, должна быть уникальной, интересной для доноров. Для высокотехнологичных проектов, к сожалению, добиться этого нелегко.
  2. Необходимость продвигать проект за пределами краудфандинговой-платформы. Большинство предпринимателей не готовы к этому. Важно понимать, что краудфандинг-платформа служит лишь для сбора денег. Заинтересовывать людей бизнес-планом необходимо предпринимателю самостоятельно, используя все известные ему ресурсы.
  3. Реализация новой бизнес-идеи всегда связана с рисками, как со стороны донора, так и со стороны реципиента. Однако, в случае успеха, доходность может быть очень высокой.

В целом важно поддерживать данный вид движения начинающих инвесторов и предпринимателей. Вот примеры успешных краутфандинг-проектов:

ПроектЗапрос средствСбор по факту
Суперохладитель для пикника Coolest$50 000$13 285 226
«Умные» наушники Dash$260 000$3 390 551
Доступный 3D-принтер The Micro$50 000$3 401 361
Автодороги c «умной» подсветкой Solar Roadways$1 000 000$2 200 591
Беспроводное HDMI-соединение AirTame$160 000$1 268 332
3D-ручка Lix£30 000£731 690