Краудфандинг что это такое простыми словами для начинающих инвесторов
Понятие Краудфандинг (на англ. – crowdfunding) подразумевает объединение людей для добровольного совместного инвестирования (чаще в интернете) в один проект для развития бизнес-идеи.
Этот инструмент популярен для стартаперов и людей, занимающихся творчеством. У нас данная модель инвестирования только набирает обороты.
Инвестиционные цели краудфандинга
Реципиенты — люди, нуждающиеся в средствах, а доноры — те, кто оказывают финансовую помощь. Среди целей краудфандинга можно выделить:
- Помощь в развитии предпринимателей.
- Создание нового продукта.
- Организация культ мероприятий.
- Поддержка нуждающихся.
Проект для добровольного инвестирования может быть, как с целью получения выгоды, так и на безвозмездной основе.
Характеристики инвестиций в краудфандинг
Ограничение по времени. Сбор инвестиций ограничен определенными временными рамками с целью выяснения, какая концепция близка людям, а какая — нет.
Описание основных характеристик свойственных краудфандингу:
- Четкая идея. Реципиенту необходимо точно сформулировать какие необходимы инвестиции, размер предполагаемой прибыли. Идея должна быть перспективной. Донорам нужна уверенность в том, что вкладывая средства, они получат проценты с развивающегося проекта. По сути, реципиент выносит на рассмотрение готовый бизнес-план.
- Высокая степень риска. Есть вероятность того, что донор инвестирующий проект не только не получит дополнительной прибыли, но и не вернет вложенные средства назад. Реципиент может принять неверные решения, и бизнес-проект прогорит. Кроме того, вложение в некоммерческие мероприятия вовсе не предполагает возврат средств.
- Направленность. Реципиент на краудфандинг-площадках может размещать предложения на разные проекты. Сфера деятельности также может быть любой.
- Нацеленность на результат. Реципиент, собравший необходимую для своего проекта сумму, должен отчитаться перед донорами о потраченных средствах и полученной выгоде, либо вернуть их.
Основные направления краудфандинга в инвестировании
Equity crowdfunding (от англ. equity – акционерный) — направление краудфандинга, при котором донору известно, какую долю или процент он будет получать от вложенных средств в случае успешного развития проекта. Реципиент не несет гарантий на получение прибыли. Донор сам оценивает риски и должен быть готов к потере вложенных средств.
Debt crowdfunding (от англ. debt – долг) — вид краудфандинга, подобный предыдущему, но при этом вложенные донорами средства даются в долг. Реципиент в свою очередь обещает вернуть средства или долю в своей компании. Отличное решение для начинающих бизнесменов.
Reward crowdfunding (от англ. reward – награда) — самый часто использующийся вид краудфандинга. Популярен данный вид потому, что инвестор получает компенсацию за вложенные средства. При этом бонус чаще бывает нематериальным.
К примеру, на краудфандинг-площадке реципиент собирает средства для проведения первенства определенной команды. Донорам предложены следующие бонусы в зависимости от суммы вложения:
- 1500-2500 — бесплатное посещение соревнований.
- 2500-3500 — автограф участников команды.
- 3500-5000 — футболка с логотипом команды.
В данном виде краудфандинга чаще всего реципиентом являются творческие люди, общественные организации, которым необходимо привлечение внимания общественности, спортивные команды, нуждающиеся в спонсоре для приобретения спортинвентаря, проведения турниров.
Гарантии краудфандинговых площадок для инвесторов доноров и стартаперов реципиентов
- Доступность отслеживания сборов. Доноры должны в открытом доступе получать информацию о расходах и доходах реципиента.
- Отчеты. Реципиент должен отчитываться перед донорами о всех событиях, происходящих относительно проекта.
- Одинаковые и понятные условия. Понравилась идея — вложил средства в проект.
- Упрощенная схема получения средств для развития. Нет необходимости использовать банковские продукты с высокими процентами, средства реципиент получает от донора напрямую. При этом доноры не принуждают к выполнению каких-либо условий.
- Отсутствие рамок. Возраст, пол, образование, социальный статус, место жительства и другие параметры не имеют никакого значения.
Недостатки и минусы инвестиционной модели краудфандинга
- Получение вау-эффекта. Бизнес-идея, продвигаемая реципиентом, должна быть уникальной, интересной для доноров. Для высокотехнологичных проектов, к сожалению, добиться этого нелегко.
- Необходимость продвигать проект за пределами краудфандинговой-платформы. Большинство предпринимателей не готовы к этому. Важно понимать, что краудфандинг-платформа служит лишь для сбора денег. Заинтересовывать людей бизнес-планом необходимо предпринимателю самостоятельно, используя все известные ему ресурсы.
- Реализация новой бизнес-идеи всегда связана с рисками, как со стороны донора, так и со стороны реципиента. Однако, в случае успеха, доходность может быть очень высокой.
В целом важно поддерживать данный вид движения начинающих инвесторов и предпринимателей. Вот примеры успешных краутфандинг-проектов:
Проект | Запрос средств | Сбор по факту |
Суперохладитель для пикника Coolest | $50 000 | $13 285 226 |
«Умные» наушники Dash | $260 000 | $3 390 551 |
Доступный 3D-принтер The Micro | $50 000 | $3 401 361 |
Автодороги c «умной» подсветкой Solar Roadways | $1 000 000 | $2 200 591 |
Беспроводное HDMI-соединение AirTame | $160 000 | $1 268 332 |
3D-ручка Lix | £30 000 | £731 690 |