Бизнес-идея: купить готовый бизнес с расчетами и активами

Готовый бизнес на подносе.

Построить бизнес с нуля - задача непростая. Лучше купить уже работающий бизнес, так как он уже имеет много преимуществ по сравнению с новым бизнесом: статистика продаж, база клиентов, тесты ниши и др. В любом случае купить готовый бизнес – это существенно меньшие риски для инвестиций чем начинать все с нуля.

Преимущества и недостатки покупки готового бизнеса

Факторы успешной сделки купли/продажи.

При покупке готового бизнеса, предприниматель получает юридическое лицо с документами, помещение, имущество, клиентуру. И с этим всем есть риски покупки долгов, проблем и убытков, но владелец при продаже будет их скрывать и рассказывать про успешность продаваемой фирмы. И большинство владельцев рассказывают, что они продают компанию из-за переезда либо смены направления деятельности.

Для избегания ошибок при покупке бизнеса необходимо довольно-таки пристально проверять все до формальности, чтобы сделка принесла намного большие шансы для успеха. Далее рассмотрим 8 советов для совершения безопасной сделки при покупке готового уже действующего бизнеса.

Советы, которых необходимо придерживаться при покупке готового бизнеса:

1 Проверка документооборота и делопроизводства

Перед покупкой бизнеса в обязательном порядке нужно посмотреть документы фирмы, которые доказывают, что этот бизнес принесет и приносит хорошую прибыль. Такие документы имеет каждое предприятие, фирма, заведение либо магазин. Такую документацию нужно хорошо пересмотреть, перечитать для убеждения о том, что бизнес точно принесет прибыль. В ином случае лучшим вариантом и дешевле будет постройка бизнеса с нуля, вместо покупки готового.

2 Главная причина продажи бизнеса, который приносит прибыль

После изучения документов рекомендуется спросить у руководителя причину по которой он хочет продать такой выгодный бизнес. Но, на самом деле не все хотят рассказывать правду, и зачастую обманывают покупателей. И уже изначально все выглядит подозрительно! Ведь если бизнес неубыточный и приносит прибыль, тогда зачем его продавать? В практике существует несколько экономически обоснованных причин зачем нужно продавать готовый бизнес:

  1. Достигнуто плато в повышении уровня ежемесячной прибыли.
  2. Бизнес является дополнительным источником дохода, но стал отнимать много внимания, ресурсов и времени у основного источника.
  3. Смена ниши и направления деятельности бывшего собственника бизнеса и возникла необходимость срочно обналичить активы для перехода в новый более перспективный вид деятельности.
  4. Возникли существенные проблемы личного характера у бывшего владельца предприятия, которые требуют срочных финансовых средств.

3 Анализ долговой нагрузки на предприятие

Самая главная причина продажи бизнеса это задолженность, но покупателям рекомендуется запрашивать документ у продавцов, который подтвердит, об наличии задолженности либо наоборот ее отсутствии. Такой бизнес покупать не желательно, поскольку в дальнейшем исправить это будет очень сложно, а в некоторый случаях практически невозможно. Или с финансовой точки зрения не целесообразно, так как вложенные средства будут возвращены более чем через 10 лет. Обычно вложенные средства в действующий бизнес возвращаются в пределах через 2-3 года.

4 Допустимые сроки до закрытия сделки купли-продажи

Также необходимо придать значение строкам и цене продажи. Если прибыльный бизнес продают срочно и за низкую цену, то к такой продаже следует отнестись с осторожностью. К причине срочных продаж бизнеса можно отнести большой долг либо еще какое-то другое неприятное обстоятельство.

5 Время существования проекта на своем нишевом рынке

Нужно уточнять время, на протяжении которого существует предприятие. Потому что если бизнес работает несколько лет, то о покупке можно задуматься, а если он был создан пару месяцев назад, то может он еще не успел раскрутиться и из-за этого его продают. Тем более что у такого бизнеса нет статистики, клиентской базы и т.д. В таком случае он является фактически новым.

6 Привлечение независимых экспертов в области аналитики и аудита

Для того чтобы не переплачивать много денег при покупке бизнеса рекомендуется проконсультироваться с хорошим оценщиком, который правильно оценит бизнес и даст совет по поводу покупки. При выяснении высокой стоимости на бизнес, у покупателя есть возможность поговорить об скидки. Не стоит пренебрегать дополнительным экспертным мнением. Потраченные средства на консультации независимых экспертов не только снижают риски сделки купли-продажи готового бизнеса, но и дадут новые идеи для дальнейших стратегий развития предприятия.

7 Анализ аудита материальных и нематериальных активов

Перед покупкой бизнеса, также следует перепроверить пакет документов прав собственности на оборудование. Поскольку большинство покупателей думают, что они покупают и оборудование. Но со временем могут выясниться обстоятельства, которые будут говорить о том, что оборудование в стоимость купленного бизнеса не входило. Материальные активы это:

  • оборудование и инструменты;
  • сырье;
  • недвижимость и т.п.

Нематериальные активы это:

  • патенты;
  • права интеллектуальной собственности;
  • сертификаты качества;
  • лицензии;
  • договора поставок, сотрудничества, аренды и т.п.

8 Текущее состояние бренда фирмы

У каждого предприятия есть свои контрагенты. Значит у каждого предприятия есть свой бренд. Ведь бренд – это отношение клиентов, сотрудников и поставщиков к фирме. Нужно проверить, какие отношения поддерживает компания с поставщиками, постоянными клиентами, сотрудниками. Например, в ресторанном бизнесе очень ценятся взаимоотношения с поставщиками не менее чем с клиентами. Ведь если с клиентами отношения прекрасные, а с поставщиками взаимоотношения не будут поддерживаться на должном уровне, то в дальнейшем после покупки ресторана могут быть проблемы по задержке поставки товаров или с качеством поставляемого товара. В итоге потеряются клиенты.