Основные этапы аудиторской проверки и анализ годовой отчетности бухгалтерии

Аудиторская проверка. Этапы аудиторской проверки - это важнейшие периодические и взаимосвязанные операции, которые проделывает аудитор или же аудиторская фирма (в зависимости от вида проверки и целей) для достижения определенной задачи, поставленной перед проверяющим. Основными этапами аудиторской проверки является:

  1. Сбор и анализ общей информации о предприятии и его деятельности.
  2. Исследования типа и структуры управления предприятием.
  3. Построения плана по которому следует провести аудиторскую проверку.
  4. Общий анализ состояния бухгалтерского учета.
  5. Оценка состояния внутреннего аудита и всех контрольных структур.
  6. Проверка документации о наличии и движении хозяйственных средств.
  7. Инвентаризация материальных ценностей, нематериальных активов, основных фондов и денежных средств.
  8. Оценка состояния расчетно-кредитных операций.
  9. Аудит производственных расходов и корректность отнесения затрат к себестоимости продукции.
  10. Проверка источников формирования и путей исчесления прибыли.
  11. Проверка операций по налогообложению и своевременность пере­числения налогов в государственный бюджет.
  12. Анализ финансового отчета предприятия.
  13. Составление заключения с информацией об обнаруженых ошибках и рекомендациями по их устранению.

Уровень существенности данных аудиторского плана установленного на третьем этапе, на промежуточных этапах может изменяться при проверке.

Аудиторская проверка бухгалтерии состоит из 5-ти этапов

О необходимости последовательности и четкости проведения аудиторских операций следует упомянуть отдельно. Итак, что касается годовой отчетности бухгалтерии (то есть финансового анализа), то современная наука выделяет следующие шаги:

  1. Предплановые операции.
  2. Этап планирования.
  3. Непосредственно сама проверка отчетности за год.
  4. Оформление итоговой документации.
  5. Подготовка отчета и заключения.

Следует рассмотреть каждый этап по отдельности. Что касается первого этапа, то преддоговорные (предплановые) операции предусматривают помимо всего прочего назначения руководителей аудиторского анализа и лиц, которые будут контролировать правильность и четкость действий проверяющих. На втором этапе происходит утверждение всей рабочей группы и кадров, ответственных на каждом из этапов. Самый объемный набор операций – это третий, что включает в себя саму проверку, оформление рабочих документов, что руководствуются внутрифирменными нормами ведения документации. Переходим к четвертому этапу аудиторской проверки. При оформлении результативной документации и заключения, происходят такие логично-последовательные операции:

  1. Подготовка отчетов с результатами аудиторской проверки.
  2. Его ознакомление с руководством предприятия или фирмы.
  3. Составление аудиторского заключения (но эта операция будет не легитимна без процедуры утверждения).

Сопровождающим этапом этих действий является деятельный внутрифирменный контроль над аудиторским заключением и отчетами по результатам, сформированным аудиторской проверкой. Впоследствии завершающим этапом аудиторской проверки считается составление архива из документов аудиторского анализа. Теперь важно понять, что данный алгоритм действий не всегда срабатывает четко и без отклонений. Если какой-то из факторов будет не учтен, то при его изменении возможны некоторые коррективы. На первом этапе, скажем, фирма-аудитор, ранее не известна на рынке, предлагает услуги аудита. Если клиент соглашается на подобную проверку, то фирма-клиент предлагает свои сроки ее проведения. Аудитору необходимо четко определить, сможет ли он «уложиться» в предоставленный ему срок. Если принцип добросовестности не будет соблюден, то результаты аудиторского анализа могут поддаваться сомнению. Никогда аудитор не имеет дела с клиентами, которые имеют запятнанную репутацию.

Недоразумения между аудиторской фирмой исключаются перед проверкой

Чтобы избежать недоразумений, проверяющие должны ознакомиться с годовым отчетом бухгалтерии предприятия-клиента. А также следует ознакомиться с налоговыми декларациями за период трех предыдущих лет. Эти отношения закреплены на законодательном уровне в стандартах аудиторской деятельности. Они представленные в виде «Письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита». На этапе принятия решения поначалу аудиторского анализа, специалисту необходимо оценить:

  1. Необходимое количество квалифицированных сотрудников, чтобы выполнить заказ в рамках сроков заказчика.
  2. Проанализировать возможность привлечения к деятельности иных специалистов из внутренней и внешней сферы (естественно, компетентных).

Существует даже целая система для оценки аудиторского риска по всем этапам проведения проверки. Согласно аудиторскому кодексу, специалист, сомневающийся в соблюдении всех поставленных перед ним условий, должен отказаться от выполнения данного заказа. Кроме того, обязательным атрибутом любого проверочного действия является составление рабочего документа (докладной записки), что подтверждает выполнение той или иной операции.

Бизнес идея – это путь от этапа роста личности к этапу обналичивания наличности.