Аудит финансовых результатов в хозяйственной деятельности предприятия

Финансовые результаты и аудит. Аудит финансовых результатов – это достаточно емкое понятие аудита и экономики в целом. Финансовые результаты - это заключительные итоги хозяйственной деятельности предприятия, которые выражаются в форме прибыльности или убыточности за конкретный период времени. С финансовыми результатами в бухгалтерском учете определяется баланс всех прибылей и убытков за отчетный период. К финансовым результатам относятся два вида показателей:

  1. Абсолютные:
    • прибыль / убыток от реализации продукции или оказания услуг;
    • доходы и расходы от внереализационных операций;
    • балансовый (валовой) доход;
    • чистая прибыль.
  2. Относительные:
    • соотношения прибыли и затрат;
    • рентабельность.

Показатель рентабельности показывает прибыль, получаемую с каждого вложенного рубля с собственного или заемного капитала. В основе любого аудиторского действия лежит проверка или же сверка того или иного явления с нормой, задекларированной государством. Однако аудит хозяйственных действий различен в сравнении с аудитом баланса активов и обязательств предприятия. Для правильного определения финансового результата необходима суммарная поэтапная проверка каждой из операций в той или иной категории доходной и расходной частей. Естественно, все данные берутся за конкретный отчетный период. За объект принимают бухгалтерскую прибыль/убыток как финальный финансовый результат, который определен за отдельный отчетный период. Основополагающая данных по аудиту финансовых результатов для оценки хозяйственной деятельности – это величины, полученные по проведению бухгалтерского учета, а также по истечению всех хозяйственных действий предприятия. При этом оценка баланса по бухгалтерии ведется в соответствии с нормами «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности». Важно четко понимать, что в данном случае целью является формирование мнения об объективности в финальных результатах и правильности показаний отчетности.

Цели аудиторского анализа проводимого по финансовым результатам

Целью аудита финансовых результатов предусмотрено выполнение таких действий:

  1. Соблюдения правильности оформления финансовых результатов от реализации (продаж услуг либо товаров).
  2. Контроль доходов по основным и неосновным активам, а так же их продажи.
  3. Растраты и прибыль от проведенных операций
  4. Анализ синтетического и аналитического учета данных.

Также одно из центральных мест занимает оперативный анализ внереализационных доходов и расходов. Не менее важно учитывать показатель прибыли (налогов, финансовых санкций). Какие показатели берут как базисные при такой проверке? Согласно с «Бухгалтерского баланса» (а именно ф. № 1) разделу 3, под названием «Капитал и резервы», таковыми считаются:

  • прибыль прошлых периодов, которая была не распределена;
  • убыток тех же периодов что тоже был не покрыт;
  • прибыль за отчетный период, что не распределили;
  • затраты, не покрытые за эту же единицу времени.

Последним базисным звеном называют убыток годовой, который не был перекрыт. От планового проведения анализа выше указанных показателей при аудите финансовых результатов зависит объективность экономического анализа. Фактические показатели должны соизмерятся в соотношении с нормативными (плановыми) показателями.

Нормативы для аудиторов, работающих с финансовымирезультатами.

Процесс формирования финансового результата конкретно нормирован в «Отчете о прибылях и убытках (ф. № 2)». За основную нормативную базу принимают внутрифирменную документацию. К этой группе относят:

  • Приказы, касающиеся годовой учетной политики.
  • Формы БО (бухгалтерской отчетности) №2 и №4 («Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств»), Главную книгу, Журнал-ордер № 1 и № 2, Журнал-ордер № 11 и № 15.

И заключающим звеном считают информацию по проведению аналитического и синтетического учета, плюс различные первичные документы. Законодательная база аудиторских операций – это правовая основа, принятая на государственном уровне. В этот перечень входят:

  • гражданский кодекс государства;
  • налоговый кодекс;
  • приказы по бухгалтерскому учету;
  • положения по ведению бухгалтерского учета;
  • приказы министерства финансов, касающиеся данной сферы.

На организационном уровне регулирование аудиторских операций происходит путем соблюдения:

  • учетной политики;
  • графиков проведения инвентаризации;
  • графика документооборота;
  • технологий обработки учетной информации;
  • рабочего плана счетов.

В качестве итога можно сказать, что аудит финансовых результатов должен производиться на следующих уровнях:

  • законодательный;
  • нормативный;
  • методический;
  • организационный уровень регулирования процессов.

Немало важную роль в этих действиях играют внутренние стандарты аудиторских организаций.

Финансовые цели должны быть амбициозными и достижимыми одновременно, но так, же важно не забывать о промежуточных результатах.