Экономическая сущность расходов бюджетных средств

Сущность распределения расходов. Экономическая сущность расходов не так давно заинтересовала современных исследователей, поэтому точного определения этому понятию пока не известно в экономике. Известно, что это экономическая категория, а также частично расписаны ее функции. Но в условиях стремительной динамики экономического развития функции и классификационные ее признаки, несомненно, расширяются. Одной из распространенных дефиниций расходов является «распределение затрат по государственному назначению». К расходным функциям как экономического явления относят: перераспределение, аллокацию и контроль. Рассмотрим перераспределение расходов: это процесс «работы» бюджетного фонда. Государственный фонд сформирован за счет ВВП и национального дохода. Важно знать, что к бюджетным расходам относиться в полной мере вся экономическая сфера государства, при условии соблюдения всех макроэкономических пропорций национального хозяйства. Главный приоритет – это социальная сфера. Также в первую очередь поддерживаются здравоохранение, образование, культура, жилищный фонд государства. Перераспределение – это вторичное распределение денежных средств. Аллокационная функция – это процесс определения конкретных направлений расходов бюджета.

Понятие Аллокация в экономической сущности расходов

Аллокация – это распределение ресурсных активов по заданным ранее направлениям. Государство предлагает гражданам те преимущества, которые не в состоянии предложить ни одно частное лицо. Сюда относят финансирование охраны, безопасности, строительства дорог, которые в свою очередь не противоречат государственным интересам. Ориентир аллокационной функции – это справедливость и рациональность, а также – эффективность. На государственном уровне расходы прекращаются в случае не эффективного использования средств и достижения нулевого результата. Экономия должна присутствовать везде. Что касается контроля, то расходы тесно связанны с предыдущими двумя функциями. Расходы – это общественное средство контроля, инструмент соблюдения пропорций в экономической системе. Статьи всегда определяются сущностью расходов, а не вид деятельности на которую направлены средства. Например:

  • затраты на сырье;
  • материалы;
  • комплектующие,
  • топливо;
  • электроэнергию;
  • начисления на зарплату;
  • амортизацию основных фондов;
  • оплату услуг;
  • на обслуживание оборудования;
  • на подготовку новых производств;
  • на потери при браке;
  • непроизводственные расходы.

Бюджетное расходование средств может подразделяться в зависимости от влияния на процессы расширенного производства:

  1. Текущие бюджетные.
  2. Капитальные бюджетные.

С текущими бюджетными расходами связываются предоставление бюджетных средств на содержание и покрытие текущих потребностей. Например: закупка товаров и услуг, содержание отраслей национального хозяйства, выплату процентов по государственному долгу. До капитальных расходов относятся денежные затраты нацелены на увеличение основного капитала и прирост запасных средств. Например: инвестирование в отрасли национального хозяйства, государственные кредиты предприятиям, инвестиционные субсидии.

Экономические факторы расходов

Бюджет состоит из совокупности расходов и денежных ресурсов, предназначенных для финансового поддержки государства и местного управления. Как неотъемлемый компонент бюджета, без которого он просто будет «планом на бумаге», расходы определяются как затраты на выполнение государственных функций. Принципы формирования расходного фонда регламентирует государство. Расходы бюджета – это денежные средства, полученные от налогоплательщиков. А взамен государство выполняет обязательства, взятые перед налогоплательщиками. В сущности расходах выявляются определенные категории в зависимости от сферы поступления. Вид сущности расхода напрямую зависит от его назначения и величины. Факторы, которые непосредственно распределяют затраты, следующие:

  • природа государства;
  • функции государства;
  • уровень развития экономики и социальной сферы страны;
  • особенности территориального управления страны;
  • административное распределение территориальных единиц страны;
  • особенностями бюджета;
  • этническим составом населения и связанными с этим особенностями.

Во всех государственных расходах контролируется поток направленных средств специальными службами, чтобы они использовались строго по назначению и направлениям предусмотренными бюджетом.

Финансовые проблемы повышают вероятность возникновения непредвиденных расходов.