Территориальные финансы в разных бюджетных сферах

Распределение территориальных бюджетов. Территориальные финансы являются частью науки о финансовой сфере. Как отдельная отрасль эта наука возникла относительно недавно. Начиная с дореволюционного периода, в России возникла острая потребность в административно-территориальном контроле и управлении финансовыми ресурсами конкретных участках общегосударственной территории. Общегосударственный бюджет состоит из территориальных финансов. Необходимость в таком разветвлении бюджета возникла в связи с тем, что на местном уровне проще и эффективнее регулировать финансовые потоки. Ряд научных исследований, посвященных местным финансам, рассматривали территориальные бюджеты основой государственного бюджета. Если не уделять должного внимания этим составным бюджета, то работа в этой сфере будет не эффективной. Хрулев, Озеров, Веселовский и Желтяев стали первыми отечественными исследователями этой проблемы. Еще одной причиной выхода территориальных бюджетов «из тени» стал переход общества на демократический уровень. В результате этих демократических перемен местные общины и власть получила больше полномочий и свободы. На государственном уровне эти изменения ознаменовались выходом государственных правовых актов и законопроектов о территориальном финансировании.

Территориальное финансирование разных бюджетных сфер

Территориальными финансами, определяется система экономических отношений по распределению и перераспределению денежных потоков. Эти потоки распределены на бюджетные сферы:

  • экономическая;
  • финансовая;
  • социальная;
  • административная;
  • торговая.

При чем, средства местных бюджетов используются не только для текущих затрат и выплат, но и для инвестирования в развитие каждой из перечисленных сфер. На этот базис опираются местные органы власти. Без территориальных финансов ветвь местной власти просто потеряет свою активность и будет иметь власть только «на бумаге», при этом реально никаких действий произвести не сможет. Разновидности территориального финансирования имеет различную значимость, связанную с ее локализацией. Попробуем ранжировать эти виды:

  • республиканский (считается территориальным только в случае федеративного устрою государства);
  • краевой;
  • областной;
  • окружной;
  • районный.

В эту группу включают и фонды внебюджетного происхождения. Продолжают ряд территориально-отдаленных бюджетов - местные, а именно: городские, поселочные, сельские. Сюда относят и крупные бюджеты финансовых субъектов хозяйственной сферы. Что касается последнего вида территориальных финансов, то он учитывается только при условии его использования для территориального обеспечения в какой-либо сфере.

Финансовые функции территориально-отдаленных активов

Функциональное предназначение территориальных финансовых активов заключается в обеспечении финансами мероприятий социально-культурного и коммунально-бытового характера для удовлетворения потребностей населения. Расширим и конкретизируем эти мероприятия:

  • финансирование образовательной отрасли;
  • сферы здравоохранения;
  • коммунального поля обслуживания;
  • социальной сферы;
  • строительного хозяйства;
  • дорожного хозяйства;
  • культурной сферы;
  • науки и техники.

Исследователи говорят, что к территориальным финансам относятся функции выравнивания общегосударственного среднего уровня и развития каждой из этих сфер. В территориальные финансы входят собственные и регулирующие активы. Собственные доходы состоят из налоговых и неналоговых. Во вторую группу «неналоговые доходы» зачисляют:

  • отчисления;
  • трансферты;
  • дотации;
  • субвенции;
  • субсидии;
  • средства от взаимных расчетов.

Налоговые доходы и доходы от продаж муниципального имущества и услуг в той же сфере формируют доходы местных бюджетов. Так же не стоит забывать о кредитных средствах.

Суммы до миллиона это деньги, а больше это уже финансы.