Финансовое планирование – это план получения прибыли, основывающийся на анализе расходов и доходов. Такое максимально упрощенное объяснение содержит самую суть. Цель любого бизнеса – прибыль. Ее мы и отражаем в плане в качестве основной задачи. Прибыль – это доходы минус расходы. Следовательно, необходимо проанализировать пути расходования средств и найти способы увеличения доходов.
Финансовый учет и анализ в бизнес планировании состоит из двух разделов: расходы и доходы. Конкретные статьи расходов и доходов зависят от объемов бизнеса и специфики деятельности.
Расходы любого предприятия бывают:
Разовые затраты – это покупка оборудования, помещений, техники, автомобилей, кассовых аппаратов и т.п. То есть это инвестиции в активы фирмы.
Постоянные расходы – это налоги, арендные и коммунальные платежи, зарплата сотрудникам, закупка сырья и материалов, реклама и т.п.
Все затраты также делятся на:
Обязательные платежи – то, без чего не может существовать компания. Без них никуда. Фирма по перевозке грузов не будет работать без автомобилей. Программисту нужен хороший компьютер. Магазину – профильный товар.
В категорию обязательных расходов включаются также налоги, коммунальные платежи, аренда и т.п.
Необязательные платежи необходимы для активизации бизнеса. Они осуществляются тогда, когда есть свободные средства.
Это план продаж товаров, работ и услуг. Финансовое планирование только создающейся фирмы подразумевает включение подраздела «стартовый капитал».
Финансовое планирование это планирование инвестиционных решений. Например, где взять деньги предпринимателю на старотвый капитал?
Подсчет обязательных расходов при создании фирмы помогает определиться с необходимой суммой стартового капитала. И уже от этой суммы можно дальше «плясать», планировать тот или иной источник.
Ключевой момент любого бизнеса. Без реализации товаров и услуг не будет прибыли. В ходе финансового планирования нужно провести маркетинговое исследование:
Любая предпринимательская деятельность начинается с продаж!
Уникальное торговое предложение отличает конкретную фирму от конкурентов и ценно для клиента:
В финансовый план предприниматель закладывает расходы на формирование уникального торгового предложения. Эти траты можно считать обязательными. Без покупателя не будет продаж. А без продаж не будет прибыли.
Какие еще расходы понадобятся для увеличения продаж? Затраты на внедрение новых «фишек», тестирование продукта, рекламу, обучение персонала. Все это пойдет на благо. И такие расходы быстро окупаются.
Самый ценный актив любого предприятия – клиенты. Их нужно искать, а потом удерживать.
Финансовый план составляется на 3-4 года. Первый год существования фирмы расписывается помесячно. Четко устанавливаются цели и задачи финансового планирования. Каждый месяц проводятся мероприятия, позволяющие добиться цели. Подробный анализ затрат и источников дохода поможет вовремя рассмотреть потенциал бизнеса, его слабые места.